ПЕРВЫЙ ВУЗ АДЫГЕИ
Именно с этой даты начался отчет истории первого в Адыгее вуза – Майкопского учительского института, призванного решать проблемы обеспечения педагогическими кадрами учебных заведений Адыгейской автономной области. В 1939 году 67% учителей области не имели специального педагогического образования. При таком составе учительства невозможно было решать задачи всеобщего семилетнего обучения на селе и десятилетнего – в городе.
ЛЕГЕНДАРНЫЕ 40-ые
22 июня 1940 года постановлением совета народных комиссаров РСФСР создан в городе Майкопе Майкопский учительский институт. Первый набор составил 60 студентов, принятых на отделение русского языка и литературы. В то время на трех кафедрах института работали 14 преподавателей, из них двое – Д.А. Ашхамаф и Ю.Р. Намитоков – имели ученые звания доцентов. В 1941 году в институте открылось еще одно отделение – физико-математическое с кафедрой математики и физики.
Институт едва отметил годовщину со дня своего основания, как началась Великая Отечественная война, резко изменившая всю жизнь страны. С первых же дней войны ушли на фронт директор института Г.Е. Толочин, завуч А.М. Хагуров, погибший на одном из фронтов войны. Среди ушедших на фронт были и преподаватели, и студенты института. Ныне их имена навеки выгравированы на мемориальной доске, установленной в АГУ.
Даже в обстановке первых дней войны Майкопский учительский институт продолжал работать. Из Одессы в Майкоп были эвакуированы университет и пединститут, работавшие бок о бок с Майкопским вузом. Стране необходимо было готовить учителей на будущее.
В августе 1942 года к городу подошли фашисты. За время оккупации, длившейся до января 1943 года, Адыгее был нанесен непоправимый урон. Это были и загубленные человеческие судьбы, и материальный ущерб. Майкопский учительский институт потерял все оборудование, многие книги вузовской библиотеки были сожжены. Несмотря на все трудности, зимой 1943 года состоялся новый набор студентов, а в августе этого года был произведен выпуск 55 учителей. Многие из них заменили в школах области учителей, ушедших на фронт. В это время в институте имелось 6 курсов, на которых обучались 200 студентов. В сложной обстановке послевоенного периода принимались все меры для качественной подготовки специалистов и укрепления материальной базы института. К концу войны Майкопский учительский институт имел уже четыре отделения: русского языка и литературы, физики и математики, биологии и географии, истории. В вузе обучалось 357 человек, функционировало заочное отделение.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ 50-ые
В послевоенные годы институт активно развивался, укреплялись его связи со школой. В 1952 году указом правительства учительский институт был преобразован в Адыгейский государственный педагогический институт. Институт начал свою деятельность в новом качестве, имея только филологический и физико-математический факультеты. На филологическом факультете в 1953 году было открыто адыгейское отделение, а в 1954 году была создана кафедра адыгейского языка и литературы. Институт активизировал свою деятельность. Оживилась научная работа, усилилась тяга к науке у студентов. В 1957 году увидели свет сборники статей, были выпущены ученые записки института. Усиливались связи с центральными вузами страны, проводилась большая учебно-методическая работа. В 1960 году в институте открылся факультет естествознания, который приступил к подготовке учителей биологии и специалистов по основам сельскохозяйственного производства.
60-ые ГОДЫ
В 1961 году ректором АГПИ становится участник Великой Отечественной войны, бывший танкист, майор, кандидат философских наук А.К. Ячиков, приложивший много усилий для расширения профилей подготовки кадров, укрепления материально-технической базы и совершенствования научного и методического уровня учебно-воспитательного процесса.
В 1963 году на филологическом факультете создается отделение английского языка. К этому времени в институте обучается уже около 3,5 тыс. студентов. В 60-е годы институт значительно пополнился молодыми преподавателями, окончившими аспирантуру в центральных вузах страны. В их числе И.А. Шоров, К.И. Бузаров, К.Г. Шаззо, Д.М. Нагучев, А.С. Схакумидов, Л.Х. Цыпленкова, А.Ш. Бузаров и многие другие. В институте был организован Совет молодых ученых, по инициативе которого на базе института проводились научные конференции ученых Северного Кавказа.
ДИНАМИЧНЫЕ 70-ые
Памятной вехой в истории института стали семидесятые годы. Были введены в строй четырехэтажный учебный корпус, актовый, спортивный и читальный залы, буфет, учебные мастерские, летняя спортивная площадка. Учебные аудитории и комнаты общежитий пополнились новым оборудованием, инвентарем, мебелью. В числе немногих вузов Кубани занятия в институте стали проводиться в одну смену, обеспеченность иногородних студентов общежитием была доведена до 100 процентов.
Институт многократно награждался переходящим Красным Знаменем Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения.
В эти годы были открыты четыре новых факультета: физического воспитания (1971 г.), музыкально-педагогический (1972 г.), иностранных языков (1974 г.), начальных классов (1978 г.). К 1979 году на 7 факультетах по 10 учительским специальностям получали образование 4 тыс. студентов.
За 1971–1979 годы преподавателями института было издано около 30 учебников для национальных школ Адыгеи и Российской Федерации, опубликовано около 200 статей методического характера. Активно и плодотворно в этом направлении работали преподаватели З.И. Керашева, Х.Б. Дауров, Д.М. Тамбиева, Р.В. Мочалов, З.У. Блягоз, А.Ш. Бузаров, А.А. Схаляхо, М.Х. Шхапацева, М.Ш. Кунижев, Т.М. Чамокова и другие.
Расширялся круг студентов, вовлекаемых в научный поиск. Объединенные более чем в 40 научных кружков, они исследовали различные проблемы естественных и гуманитарных наук, изготавливали наглядные пособия, приборы, выступали с лекциями перед населением.
Семидесятые годы – это годы дальнейшего роста научной квалификации и педагогического мастерства преподавательского корпуса. За это время численность преподавателей выросла с 200 до 234 человек, в том числе с учеными степенями и званиями – до 86 человек.
Кафедры разрабатывали крупные комплексные темы: «Всестороннее развитие малых народов Северного Кавказа» (рук. проф. Ячиков А.К.); «Система учебно-воспитательной работы в сельской национальной школе» (рук. доц. Шоров И.А.); «Повышение эффективности обучения в вузе и школе» (рук. доц. Мочалов Р.В.); «Проблемы изучения адыгских языков и литератур» (рук. проф. Керашев З.И.); «Проблемы рационального использования и восстановления природных ресурсов Северного Кавказа» (рук. доц. Алтухов М.Д.); «Методика подготовки спортсменов высшего класса» (рук. доц. Коблев Я.К.); «Проблемы развития музыкальной культуры Адыгеи» (рук. доц. Чич Г.К.).
Круг научных интересов ученых охватывал проблемы молекулярной акустики, интродукции эфиромасличных растений, биологии и агротехники выращивания кормовых культур в условиях предгорья Адыгеи и многие другие. Преподаватели-ученые А.Ш. Бузаров, А.С. Схакумидов, Д.М. Нагучев и др. участвовали в написании таких фундаментальных работ, как многотомная «История Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней», «Очерки истории Адыгеи» и т.д. Крепли творческие связи института с научными учреждениями, организациями и предприятиями, вузами страны.
Так, кафедры факультета естествознания вели исследования совместно с учеными Зоологического института АН СССР, Всесоюзного института генетики и селекции, Кубанского государственного университета. К чтению лекций привлекались ученые из других вузов. В свою очередь, институт охотно принимал ученых из братских республик и областей страны.
80-ые ГОДЫ
В 1984 году отделение истории преобразовано в исторический факультет; на факультете естествознания создается отделение географии и биологии.
В 1986 году появляются новые кафедры, в числе которых кафедры политэкономии, педагогики начального обучения, методики начального обучения, спортивных дисциплин и др.
Росла и укреплялась материальная база института, улучшались условия труда и быта студентов. Площадь учебных помещений и лабораторий выросла до 8,5 тыс. квадратных метров. Закончилось строительство пристройки к главному учебному корпусу. Институт располагал тремя общежитиями на 1880 мест.
В 1989 году открыта студенческая поликлиника. Функционировал здравпункт, профилакторий на 50 стационарных мест. Среднегодовой охват студентов различными видами лечебно-оздоровительной работы составлял около 1000 человек. Происходил количественный и качественный рост профессорско-преподавательского коллектива. Если в 1980 году на кафедрах работали 232 преподавателя, в том числе 2 доктора и 85 кандидатов наук, то в 1990 году – уже 325, из них 12 докторов и 123 кандидата наук.
Были заключены договоры о творческом сотрудничестве института с Краснодарским краевым и Адыгейским областным отделениями народного образования, направленные на улучшение подготовки, распределения и рациональное использование молодых специалистов.
В 1987 году факультет иностранных языков приступил к подготовке учителей французского языка, воспитателей учреждений интернатного типа. Спустя год физико-математический факультет разделился на математический и физический факультеты, были введены специальности «математика, информатика и вычислительная техника» и «физика, информатика и вычислительная техника».
В 1989 году открылся ФДПП – факультет дополнительных педагогических профессий. В ноябре этого же года Ученый совет института принял решение о создании факультета национальной школы.
Углублялись процессы демократизации вузовской жизни. Вошли в практику выборы деканов и заведующих кафедрами на альтернативных началах, участие студентов в работе Советов. В русле общей стратегии образования перестраивалось преподавание специальных и обществоведческих дисциплин, усиливалась практическая направленность обучения, осуществлялся поиск эффективных форм организации педагогической практики и самостоятельной работы будущих специалистов. Были созданы условия для научного и профессионального роста профессорско-педагогических кадров.
90-ые ГОДЫ
В 1990 году АГПИ отметил юбилей. За полвека своего существования вуз превратился в один из крупных педагогических институтов страны. На его 10 факультетах обучались более 5 тыс. студентов 20 национальностей.
Выпускники вуза работали в Республике Адыгея, на Северном Кавказе и далеко за его пределами. В АГПИ, ставшем научно-исследовательским центром Адыгеи, трудились 14 докторов и 123 кандидата наук. Труды З.У. Блягоза, А.Ш. Бузарова, З.И. Керашевой, А.К. Ячикова, Э.А. Шеуджен, К.Г.Шаззо, М.Х. Шхапацевой, А.С. Схакумидова, М.Д. Алтухова, Р.Ю. Намитоковой, Т.Н. Чамокова, Д.М. Тамбиевой, Д.Н. Мирзова, Э.А. Шебзуховой, К.Ф. Копытова, Х.М. Андрухаева, И.А. Шорова и многих других получили признание научной общественности Северного Кавказа.
Среди выпускников института насчитывалось более 30 заслуженных учителей школы РСФСР (Анчек Б.Р., Бижев С.Х., Брантов Ш.И., Бешукова А.И., Беленко Г.И., Баранчикова Г.В., Гишева Ш.И., Даурова Т.Ш., Джанхотова М.И., Зеушева Т.А., Каптан Н.Т., Лоза З.В., Меретукова Г.Ш., Тхабисимова С.Х., Чичев А.Х., Шевоцукова Р.А. и др.); более 170 Отличников народного просвещения.
Были среди выпускников АГПИ и видные ученые (профессор Академии государственной службы при Президенте РФ, доктор философских наук К.Х. Делокаров) и заслуженные артисты (Самогова Г., Муратов Ч., Кукан М.) и чемпионы мира и Олимпийских Игр (Невзоров В., Костоков Г., Хапай А., Емиж А.).
Достигший признания со стороны научно-педагогических коллективов и широкой общественности страны, АГПИ активно продвигался вперед, развивался, перестраивался, решал все более сложные задачи и ставил все более масштабные цели.
В 1993 году Указом Президента Российской Федерации Адыгейский государственный педагогический институт преобразован в Адыгейский государственный университет. Преобразование Адыгейского государственного института в университет классического типа стало вехой прогресса в исторической судьбе адыгейского народа, следствием и одновременно условием становления государственности Адыгеи, важным фактором развития ее экономики, науки и культуры. Не только многонациональное население республики, но и жители многих городов и районов Кубани, других южнороссийских территорий, представители зарубежной адыгской диаспоры получили новые возможности для интеллектуального и профессионального роста. Весь коллектив вуза активно включился в деятельность по становлению университета классического типа. Преобразование педагогического института в классический университет осуществлялось в непростых социально-экономических условиях. Несмотря на это, из года в год сохранялась устойчивая тенденция улучшения основных показателей деятельности вуза. Создание университета было подготовлено всей историей развития высшего образования в Адыгее. Полувековая история вуза стала хорошей основой для его дальнейшего развития. Уже в первые годы существования университета были открыты десятки новых специальностей по актуальным направлениям, отражающим потребности становления и развития республики, необходимость сохранения самобытности и преумножения многонациональной культуры, распространения информационных технологий. Активизировалась научная деятельность вуза, были приняты эффективные меры по росту квалификации научно-педагогического состава. Реорганизация затронула все стороны жизни и деятельности вуза. Существенные изменения претерпела структура подготовки специалистов. АГУ из монопрофильного стал многопрофильным учебным заведением. Все это позволило вузу подтвердить свой статус классического университета и именно в этом качестве вступить в новый 21 век с тем, чтобы достойно реализовать свою миссию и высокое общественное предназначение.
2000-е ГОДЫ
Открытие АГУ положило начало высшему образованию в Адыгее, были созданы необходимые условия для появления других учебных заведений и научно-исследовательских структур региона. Университет становится одним из ведущих вузов Юга России, обладающий известными научными школами, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, современной технологической и информационной базой. АГУ признается образовательным, научным и культурным центром региона и продолжает динамично развиваться, активно участвуя в формировании конкурентоспособной «экономики знаний».
Качество подготовки выпускников по профессиональным образовательным программам АГУ получило признание на всероссийском и международном уровне. Университет внесен в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета» (рег.№ 0002097, 22 октября 2008 г.).
Университет вносит большой вклад в развитие спорта высших достижений. На базе единственного в мире Института физической культуры и дзюдо АГУ выросло не одно поколение заслуженных мастеров спорта, чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр. В их числе: В. Невзоров - первый советский чемпион мира по борьбе дзюдо, олимпийский чемпион (Монреаль); А. Емиж - призер Олимпийских игр (Москва), чемпион Европы по борьбе дзюдо; М.Хасанов - десятикратный чемпион Мира по борьбе самбо, Х.Тлецери – один из самых титулованных дзюдоистов России и мира, Алифиренко С.Г., Олимпийский чемпион по пулевой стрельбе, Игнатенко А.П., чемпионка Мира, Европы, России по гандболу, Кареева А.В., серебряный призер Олимпийских игр, Хаснов М.Р., обладатель Кубка Мира, чемпион России по дзюдо. Выпускником созданной в АГУ школы дзюдо является и олимпийский чемпион Арсен Галстян, завоевавший первое золото России на Олимпийских Играх – 2012 в Лондоне. Многие выпускники Института физической культуры и дзюдо возглавили спортивные школы олимпийского резерва. Среди них: директор республиканской школы по конному спорту Иваненко П.М., директор Адыгейской Республиканской школы высшего спортивного мастерства Коблев З.Я., директор автономного учреждения «Спортивно-оздоровительный центр Майкоп» Костоков Г.З. и др.
В 2009 году завершено сооружение новой Научной библиотеки, способной удовлетворить на самом высоком уровне запросы образовательно-научного сообщества региона.
2010-е ГОДЫ
В 2012 году АГУ получил медаль «100 лучших вузов России» и диплом лауреата одноименного конкурса в номинации «Лучший региональный вуз». По результатам деятельности за 2012 год Адыгейскому государственному университету также присужден Диплом лауреата международной премии «Лучшее предприятие года». Образовательные программы университета в течение ряда лет (2012-2014 гг.) становятся победителями Всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».
В 2014 году лучшими были признаны программы «Математика», «Прикладная математика и информатика», «Физическая культура», «Педагогическое образование», «Биология» и «Экономика». Часть образовательных программ прошла процедуры общественного признания. В 2013 году юридический факультет АГУ получил аккредитацию Ассоциации юристов России.
В октябре 2014 года АГУ участвовал в объявленном Минобрнауки РФ Всероссийском конкурсе проектов по оценке качества образования в Российской Федерации. В конкурсе приняли участие около 500 проектов с предложениями по совершенствованию качества на всех уровнях образования. Проект АГУ «Предложения по обеспечению качества подготовки обучающихся на уровне высшего образования» вошел в двадцатку лучших и стал призером конкурса.
В 2017 году открывается новое структурное подразделение Адыгейского государственного университета –– Кавказский математический центр (КМЦ АГУ). Центр ориентирован на повышение уровня исследований в области математики и качества всех уровней математического образования в Республике Адыгея и регионах юга России.
Данный Центр является одним из шести математических центров, открывающихся по решению Министерства образования и науки РФ на базе Томского, Новосибирского, Казанского федерального, Южного федерального и Ярославского университетов. Все перечисленные университеты стали победителями конкурса Министерства образования и науки РФ и получили возможность открыть подобные математические центры, благодаря потенциалу и предложенной программе развития математики и математического образования в вузе и регионе. По итогам конкурса научная команда факультета математики и компьютерных наук АГУ в партнерстве с Московским физико-техническим институтом получила грант на открытие «Кавказского математического центра АГУ» под научным руководством федерального профессора А.М.Райгородского.
Вместе с лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова, возглавляемой Николаем Андреевым, и при финансовой поддержке руководства республики в Адыгее в 2018 году открыт первый в России математический парк. Реализуется большое количество образовательных проектов математической направленности для школьников Адыгеи и всего Юга России.
Существенно увеличилась учебно-лабораторная база АГУ в 2012 году, когда были введены в эксплуатацию 2 новых оригинальных по архитектурному решению корпуса, ставшие настоящим украшением городского ландшафта: учебный корпус площадью 7,6 тысяч кв. метров и Бизнес-инкубатор площадью 3 тысячи кв. метров. В 2014 году построен физкультурно-оздоровительный комплекс «Акуанда» с крытым 25-метровым бассейном по программе партии «Единая Россия» «500 бассейнов». В 2015 году завершено строительство монументального спортивного комплекса, включающего Дворец спорта и 9-этажное общежитие. Открылось после реконструкции комфортабельное общежитие АГУ с поликлиникой на первом этаже. Ещё одно новое общежитие на 180 мест и спортивное ядро с футбольным полем открылось на территории гуманитарно-технического колледжа АГУ.
АГУ СЕГОДНЯ
Сегодня Адыгейский государственный университет – это один из ведущих вузов Юга России, обладающий известными научными школами, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, современной технологической и информационной базой. АГУ является признанным образовательным, научным и культурным центром региона и продолжает динамично развиваться, активно участвуя в формировании конкурентоспособной «экономики знаний».
АГУ как главный образовательный, культурный, научный и интеллектуальный центр Республики Адыгея призван выполнить миссию развития всех уровней образования, ориентированного на социально-экономическое развитие региона, в интересах личности, общества и государства.
ФУНКЦИИ: С момента своего основания и по сей день вуз успешно выполняет три главные функции современного классического университета – образование, наука, участие в обеспечении развития региона.
ЗАДАЧИ: сохранение и приумножение интеллектуального потенциала, формирование инновационной культуры, продвижение высоких технологий в экономику и социальную сферу Республики Адыгея, воспитание гуманистической системы ценностей, развитие культуры и созидательных традиций общества, сохранение и развитие адыгейского языка и культуры.
Свыше 13 тысяч студентов из Адыгеи, других регионов России и зарубежных государств обучаются в АГУ по широкому спектру образовательных программ. АГУ осуществляет подготовку кадров для образования, государственных и правовых структур, экономики и социальной сферы, высокотехнологичных компьютеризированных производств, рекламной и издательской деятельности, психологических служб, исследовательских структур эколого-биологической направленности, туристической отрасли, спортивных учреждений и др.
Высокое качество подготовки подтверждается результатами участия студентов в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах: за последние 5 лет медали и дипломы Минобрнауки РФ, грамоты и премии получили 1224 студента АГУ.
Функционирует филиал в городе Белореченске Краснодарского края. При АГУ успешно работает Республиканская естественно-математическая школа. Университет обладает развитой социальной инфраструктурой, санаторием-профилакторием, Дворцом спорта, базой отдыха и другими подразделениями культурной и рекреационной направленности.
За многие десятилетия в вузе сформировался мощный научно-педагогический потенциал, в нем трудятся свыше 700 преподавателей и сотрудников, около 100 докторов и 370 кандидатов наук, 54 заслуженных деятеля науки и искусств России и Адыгеи, 24 академика Российских и Международных академий, 69 заслуженных работников образования, культуры и спорта России и Адыгеи.
Стратегия развития АГУ основана на становлении многоуровневого и полифункционального научно-исследовательского комплекса, способного обеспечивать непрерывность образования от довузовского и начального профессионального до послевузовского и дополнительного для различных категорий обучающихся.
Научная библиотека АГУ площадью свыше 3000 квадратных метров располагает обширным компьютерным парком, работающим в автоматизированной библиотечной системе. В фондах электронной библиотеки насчитываются десятки тысяч электронных изданий. Высокую оценку Научной библиотеке АГУ дал Владимир Владимирович Путин в ходе телемоста с руководителями вузов России в апреле 2010 года.
Центр космических услуг, созданный на базе АГУ, реализует проекты, входящие в программу Федерального космического агентства и Кластера космических технологий и коммуникаций Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково». Ученые АГУ разработали принципиально новую структурную модель прогнозирования и моделирования природных и социально-экономических процессов на основе использования результатов космической деятельности. В ГИС-центре АГУ разработан и запатентован способ прогнозирования даты наступления и уровня воды экстремально высоких паводков, предложен принципиально новый метод прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений. Результаты исследований по определению иммуногенетического, физиологического и пищевого статуса населения Республики Адыгея позволили создать информационно-методологическую базу оценки генетического и психосоматического здоровья. Учеными университета разработаны эффективные пути биоконсервации редких и охраняемых видов Республики Адыгея. По результатам мониторинга биологического разнообразия Северо-Западного Кавказа в 2013 году издана в 2-х томах «Красная книга Республики Адыгея», включающая рекомендации по сохранению, восстановлению и рациональному использованию биоразнообразия в целях сохранения стабильности экосистем региона. С целью реализации совместного проекта «Эндемичные растения и животные Адыгеи и Дюздже» сформирована инициативная группа из ученых НИИ комплексных проблем АГУ и Университета Дюздже (Турция).
Адыгейский государственный университет проводит масштабную системную работу по изучению, сохранению и популяризации адыгейского языка и культуры. Наши проекты объединяют не только регионы России, но и простираются далеко за пределы страны.
Совместно с Университетом Дюздже (Турция) в АГУ создана межвузовская программа, в рамках которой с 2013 года преподаватели из Адыгеи преподают в Университете Дюздже на факультете кавказских языков адыгейский и русский языки турецким студентам.
Международная акция «Адыгэ диктант» и Международный конкурс литературных произведений для детей им. Киримизе Жанэ ежегодно объединяют участников из Адыгеи, КБР, КЧР, Турции, Иордании, Сирии и других стран.
Университет ведет глубокую научную и учебно-методическую работу: создан и активно развивается Центр адыговедения — уникальное хранилище систематизированных знаний по истории, культуре и фольклору адыгов; совместно с коллегами из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ ученые АГУ проводят фундаментальные научные исследования в области русско-адыгейского билингвизма, работают над энциклопедическим описанием этнической культуры и над наполнением корпуса адыгейского языка. Преподаватели АГУ разрабатывают учебники и пособия по адыгейскому языку, культуре и истории для школьников.
АГУ издает 12 научных журналов и 9 сборников научных трудов. С 1998 года издается научный журнал «Вестник Адыгейского государственного университета», включенный в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации работ соискателей ученых степеней доктора и кандидата наук.
АГУ сотрудничает с вузами России, ближнего и дальнего зарубежья, является членом Международной Ассоциации Университетов. В рамках договоров проводятся научные конференции, организуются совместные лаборатории, научная и педагогическая деятельность преподавателей, стажировки студентов. Большое внимание уделяется внедрению программ академической мобильности и интеграции в мировое научное сообщество.
В вузе обучается молодежь из стран ближнего и дальнего зарубежья: СНГ, Сирии, Турции, Иордании, Монголии, Нигерии, Конго и др. Укреплению позиций АГУ на международной арене способствует участие университета в международных образовательных и научных программах. Университет располагает 5-ю учебными корпусами и постоянно наращивает свои учебно-лабораторные площади.
С 1989 года в АГУ издается газета «Адыгейский университет». С 2012 года газета является лауреатом Всероссийского конкурса студенческих изданий и молодых журналистов «Хрустальная стрела», учрежденного Министерством образования и науки РФ, Правительством Москвы и Московским студенческим центром, и входит в пятерку лучших студенческих газет России.
Адыгейский государственный университет — участник программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» (национальный проект «Наука и университеты») с 2021 года. «Приоритет 2030» — крупнейшая в новейшей истории России государственная программа поддержки университетов, цель которой — сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
В 2022 году АГУ вошел в ТОП-100 вузов — получателей базовой части гранта программы «Приоритет» (и подавших заявки на специальную часть), показавших наилучший результат по итогам работы за год. В 2023 году АГУ подтвердил высокий заявленный уровень, заняв второе место по итогам защит 56 вузов-получателей базового гранта в программе «Приоритет» за год. В 2025 году университет попал в число 100 вузов, отобранных в основной трек программы, со стратегическим технологическим проектом «Цифровая селекция. Цифровой ассистент селекционера», направленным на достижение национальной цели технологического лидерства в сфере продовольственной безопасности.
В 2024 году ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий стал лауреатом общенациональной премии Российского профессорского собрания «Ректор года» в номинации «Классические вузы». Почетную награду ректору АГУ вручил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Адыгейский университет занимает уверенные позиции в научно-образовательном сообществе Южного федерального округа и России в целом и прилагает все усилия, чтобы завоевать новые рубежи, добиться самого высокого рейтинга и всегда находиться в эпицентре научного прогресса и глобальных общественных интересов.